2018-02-07

Раскрой всё по долевой VS по долевой и утку

Привет, друзья-теддисты! 

Сегодня расскажу вам о моем маленьком исследовании относительно раскроя мишек тедди. 
Недавно в Instagram оживленно обсудили необычную раскладку на ткани одного иностранного мастера.

Обычно российские мастера раскладывают все детали строго по долевой нити на ткани. Зачем? Чтобы не допустить перекосов, потому что нас всех учат, что по долевой растяжение ткани минимально. По утку - чуть сильнее. По косой - сильное. Наш опыт в целом это подтверждает. И во всех МК всегда звучит - раскладываем все строго по долевой и никак иначе.

А тут мастер разложил две детали ноги по утку. Она и другие парные детали так раскладывает. То, что зеркально отражено - по утку! Многие удивились, звучали даже мнения, что такая раскладка - "некачественная". Звучали опасения, что "после такой раскладки всё перекосит". Были предположения, что таким образом мастер экономит ткань, но если присмотреться, видно, что таким образом ткань не сэкономишь. Так почему же мастер так кроит? Мастер опытная, шьет много лет, любима коллекционерами. Думаете, она ошибается, когда так кроит? А вот и нет. Сейчас расскажу, почему.


Немного личной истории. Когда я только начинала заниматься мишками тедди, шила из мохера Schulte. И заметила, что после плотной набивки ступни моего мишки слегка развернуло в одну сторону. Удивилась, подумала, что наверное недостаточно ровно разложила выкройку по долевой. В следующий раз постаралась с раскладкой, проверила на три раза - все лежит ровно. Но после набивки ножки снова точно так же повело. Грешила на набивку, исправляла, перенабивала. Стала даже использовать проволочные каркасы. 

Потом на одном из иностранных мишкодельных форумов нашла интересную тему. Мастера обсуждали, почему ноги мишек ведет в сторону! В точности как у моих. Оказалось, я не одинока с такой проблемой. После этого я как следует поэкспериментировала с мохером. 

Рисовала на обратной стороне ровные квадратики, с гранями строго по долевой и утку. Замеряла длину диагонали. Потом со всей дури растягивала ткань в разных направлениях и замеряла результат. Поиздевалась над всем мохером, который у меня был. И вот что получилось.

По долевой и утку растяжение практически не отличается - оно примерно нулевое. Надо оооочень сильно тянуть, чтобы выжать хоть какое-то изменение. Зато по косой растяжение в разных направлениях порой отличалось на 7-8 процентов! На некоторых мохерах и все 10. Вот это сюрприз. Возможно, это связано с тем, что нити основы ткани закручены в одном направлении, и когда их  тянешь по косой они могут либо раскручиваться, либо сильнее скручиваться. Может, дело в чем-то другом. Но такое явление есть. Причем отличие разное для разных материалов. У Schulte с толстой основой растяжение разнилось сильнее всего, у Helmbold с такой же основой - поменьше, у материалов с тонкой основой еще меньше. Вискозу не тестировала. 



Окей, у нас есть интересное свойство ткани! Посмотрим теперь, что будет с ногами нашего мишки, если мы его выкраиваем из ткани с такой особенностью. 

Я нарисовала для вас схемки для наглядности. Давайте разберемся, что тут нарисовано, и что все это значит. Синяя стрелка на моей схеме - направление по косой, где растяжение сильнее. Я отметила на носочках ног это направление. Присмотримся, где будет это направление на сшитых ногах при обычной раскладке. 


Видно, что сшитые детали имеют одно и то же направление сильного растяжения по косой. Это значит, что после набивки такие ноги перекосит, именно в этом направлении. Стопы поведет.

Теперь посмотрим на ортогональную раскладку.


Видим, что направление сильного растяжения на сшитых ногах - симметричное. Во время набивки такие ножки не поведет, потому что набивка будет одинаково растягивать обе половинки ноги. Очевидно, что такая раскладка на таком мохере не только не дает лишних перекосов - она предотвращает перекосы!

Какой вывод можно сделать? Как лучше кроить, зависит от ткани, из которой я буду шить. Если это немецкий мохер, который неодинаково тянется по косой - ортогональная раскладка лучше. Вы спросите, а как же направление ворса? Его можно легко исправить паром и феном. После шитья и набивки сделать укладку ворса, и никаких проблем. Ведь ворс лежит под тем углом, под которым его высушили на фабрике. Ничто не мешает намочить его и высушить ворсинки под другим углом.

Чему лично меня учат такие истории? Меня научили делать так, а я вижу, что другой мастер делает иначе. Задумайся, почему! Ведь у всех правил есть основания. Когда поймешь, как это все работает, сможешь выбирать лучшие решения для своих задач, для своих материалов, для своих условий. И для своего капризного мохера :) 

Надеюсь, хоть немного прояснила вопрос "неожиданной раскладки ног". 

Желаю вам побольше чудесных полезных открытий, друзья!

4 комментария:

  1. Ольга, ваше исследование еще раз доказывает правило - если знаешь почему, то точно знаешь как. Сложно переоценить важность этого правила для уверенного результата. Спасибо Вам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И вам спасибо за комментарий! :) Отличная формулировка правила, вот прямо как у меня в голове!

      Удалить
    2. Спасибо за полезную информацию

      Удалить
  2. Ольга, спасибо! ))

    ОтветитьУдалить

Если Вам есть, что сказать мне, или у Вас есть вопросы - пишите мне, я буду счастлива получить Ваши комментарии. Всем постараюсь ответить! Также я буду очень рада видеть Вас среди подписчиков моего блога. Добро пожаловать! :)